Caviar_Rouge_the_flyer_2011#3A5 

 

Город-лаборатория, в котором соединились инновационные технологии и концептуальный дизайн, колыбель лампочки Philips, один из трех портов Нидерландов после Амстердама - (airport) и Роттердама - (seaport), город Эйндховен - brainport, как его называют сами голландцы, с 22 по 30 октября принимал около 180000 гостей со всего мира. В эти дни проходила десятая Неделя Голландского Дизайна (DDW 2011). Именно здесь встречаются промышленный, концептуальный и графический дизайн, пространственный и пищевой дизайн, текстиль и мода, дизайн-менеджмент и тенденции во всех этих областях.

1

Девять лет назад никто и представить не мог, во что вырастет скромная выставка из 20 дипломных работ Академии Дизайна в г. Эйндховен, которую в то время возглавляла известный тренд-прогнозист Лидевью Эделькорт. Масштабы выставки разрослись до 65 площадок, на которых около 1800 дизайнеров представили свои работы, примерно 300 различных мероприятий было организовано в эти дни, включая вручение премий за лучший дизайн - Dutch Design Awards.

На одной из четырех основных площадок, на Ратушной площади (Stadhuisplein), в «оранжерее», наряду с метрами, такими как Марсель Вандерс, были представлены «ростки» голландского дизайна. Вазы из пластика дизайнера Sebasiaan Straatsma - некий pop-art с азиатскими мотивами, игольчатая светящаяся ткань для нарядов Lady Gaga, дизайнера Bart Hess, коллекция столовых приборов для голландской авиакомпании от Marcel Wanders и многие другие - все они номинанты премии DDA 2011.

В Доме дизайна – Designhuis - рядом с «оранжереей» открылась выставка Spring, где представлены работы современных дизайнеров и их учеников, которые искали вдохновение у метров в дизайне.

Одна работа особо впечатляет- это работа выпускника Академии Дизайна Массуда Хассани, родом из Афганистана. Mine Kafon- огромный шар из деревянных прутьев с круглыми наконечниками, напоминает предмет современного искусства. На самом деле – это детонатор мин.

В De Witte Dame находится та самая Академия Дизайна г.Эйндховена. На выставку дипломных работ выпускников Академии выстраиваются очереди. Здесь посетителей ждёт самый свежий концептуальный дизайн. Кажется, что в этой Академии в ДНК студентов закладывают код, который управляет химией дизайн-мышления, основанной на системе образования, которая формирует именно менталитет дизайнера и творческую свободу.

Район Strijp S - территория, на которой располагаются здания бывшего электро-лампового завода Philips. После того, как основное производство было переведено в Восточную Азию, пустующие площади на льготных условиях передали выпускникам Академии Дизайна под студии. Теперь, в этих инкубаторах зажигаются новые «лампочки& raquo;, которые производят «продукт» голландского дизайн-мышления. Дизайнеры работают в тесном сотрудничестве друг с другом, что подтверждает один из трендов, о котором говорит Ли Эделькорт: «Подходит к концу эра индивидуализма. Теперь творческие единицы объединяются в группы для обмена и генерации новых идей, совместного творчества, при этом каждый остается самим собой – уникальной творческой личностью».


Важной точкой района Strijp R является мастерская голландского дизайнера Пита Хайн Эйка (Piet Hein Eek), основой его дизайн-мышления является безотходное производство и необходимость сохранения энергии, ведь ресурсы не вечны. Мастерская располагается на территории 10000 м2, в помещении бывшего цеха и объединяет в себе дизайн-лабораторию, производственный цех, склад, магазин, ресторан, а также несколько студий его учеников, которые следуют его принципам и проповедуют подход recycling во всех его проявлениях. На втором этаже огромный шоу-рум предметов дизайна не только Пит Хайн Эйка, но и молодых дизайнеров, которых он активно поддерживает. Его мебель в стиле «Пэчворк» собирается из того, что люди обычно выбрасывают. Табуретки и комоды «сколачиваются» из различных деревяшек, барная стойка и скамья сварены из металлических труб разного диаметра, различная мебель, сделанная из переработанных материалов, оставшихся после реконструкции здания, все в дело…

re

Новое направление в дизайне - это upcycling- совершенствование материала. Дизайнер Ариан Ван Радсховен создает древесину из прессованных газет. Макулатурное дерево используется для производства мебели. А вот дизайнер Дирк Вандер Кой использует крошку от переработанных холодильников, расплавляет ее и запрограммированный 3D принтер непрерывными линиями рисует бесконечный стул (Endless chair) и… получает премию Dutch Design Awards в номинации предметный дизайн.

food

Шоурум Kiki & Joost тоже впечатляет. Голландская пара, у которой одна студия, но работа ведется параллельно друг другу. Они оба вдохновляются прошлым, но не забывают об инновациях. «Без гвоздя и клея» - направление в работе Joost, он порой создаёт огромное количество выверенных деталей и собирает свои творения слой за слоем пока не будет сформирован окончательный объект. В их стиле прослеживается геометрия ар-деко, архитектурно выверенное отношение к деталям.

В зоне Strijp P завораживала выставка футуристичных форм в работах из стекла финского дизайнера Ойва Тоикка (Oiva Toikka) для Littala.

В рамках DDW арт- агенство «Caravan Cultura» вместе с агенством «Creapro» провели программу под названием «Back to the Future. Heritage in Design» с участием русскоязычных дизайнеров из России,Украины и Казахстана. Посещение музея современного дизайна Van Abbe, где представлена чуть ли не самая большая коллекция работ нашего соотечественника, русского авангардиста Эля Лисицкого, круглый стол в здании мэрии с участием дизайнера-урбаниста, возглавляющего отдел по культуре и дизайну г.Эйндховен, присутствие на торжественном вручении премий Dutch Design Awards 2011 в музыкальном центре Frits Philips Muziek Centrum, мастер-класс с дизайнером Маартеном Баптистом и конечно же посещение всех площадок DDW 2011- программа была очень интересной и насыщенной.

people

Неделе Дизайна придается большое государственное значение, доказательство тому- приезд на выставку принцессы Максимы.

Инновационные технологии и голландское дизайн-мышление способны создавать произведения искусства и одновременно решать серьезные проблемы принципиально иным способом. У них есть идеи, способные изменить мир.

 

 

 

Автор: Кристина Бушина